Методическая копилка

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цветы вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими глазами,
Всё воспринять – и снова воплотить.

Максимилиан Волошин


Работа с одаренными детьми
 Федеральные  образовательные стандарты  ставят перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию – её главная задача. Во всех документах от школьного до федерального уровня поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной задачей. 
Детство – это тот период жизни, когда каждый человек – исследователь и первооткрыватель.  Современной наукой установлено, что именно в начальной школе дети наиболее «открыты» не только для новых знаний, но и для личностных контактов.
По моему мнению, цель   учителя заключается  в том, чтобы  найти правильный подход к  каждому ребёнку, подобрать  такие действенные  формы и методы работы, чтобы раскрыть талант (одарённость) каждого,  научить удивляться,   искать,  правильно  формулировать и понимать проблему для  решения жизненных задач и создания будущего проекта.
Проблема  — в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.  Проблема отличается от задачи тем, что для её решения не достаточно  собственных ресурсов. Проблема решается с привлечением ресурсов со стороны.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
  Много пишут и говорят о  создании проектов. Но предлагаемый  материал больше подходит для работы со старшеклассниками, когда сформированы мыслительные процессы.  Но как научить ребёнка видеть проблему? Как развить у него учебную вопросительность? На эти вопросы  конкретного ответа нет.  Каждый придумывает своё.
По новым образовательным стандартам обучаю ребят  второй год. Работу с одаренными детьми я  строю по трем уровням в рамках  мыследеятельностного  подхода.   
1-й уровень – потребность в новых впечатлениях, вопросительность, способность обнаруживать странное и необычное в знакомых предметах и явлениях, как исходное условие возникновения мышления, в том числе и теоретического.(1 класс)
2-й уровень – развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям,  изучению конкретного предмета, где через диалог, предложение собственных версий объяснения «странности» объекта, начинают понимать основания собственных высказываний, основания высказываний других сверстников, понимание обсуждаемого объекта.(2 класс)
 3-й уровень – познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, прояснение собственных гипотез инструментальными средствами. (3-4 класс)
Современная педагогика рекомендует использовать  формы работы, такие как
классно-урочная (работа в парах, в малых группах, разноуровневые задания, творческие задания),  консультирование по возникшей проблеме, научные кружки, общества, дискуссия, ТРИЗ, игры («Сундук мудрости», «Симпозиум», «В гостях у сказки», «Необычный доклад»), индивидуальные творческие задания, продуцирование.
Дети часто находятся на границе мира реального и мира воображаемого, например, во время игр. Но игры не предполагают возможность разговоров об устройстве мироздания.  Для этого необходимы беседы детей друг с другом и со взрослым, выстроенные в диалогическом ключе. Большое внимание я уделяю урокам-диалогам, где выбрав общую тему, появляется вопрос-удивление, версии ответов, формулируется проблема (генезис детской картины мира), разрешаются противоречия, появляются дополнительные проблемы. Цели такого урока решают как предметные, так и метапредметные задачи.
С  одаренными  детьми  предпочтительны методы работы: исследовательский, частично-поисковый,  проблемный, проективный, синектика, метод вживания, эвристических  вопросов, метод сравнения, конструирования понятий, путешествия в будущее, метод ошибок.
Помимо данных форм и  методов, я использую метод интеллект-карт — это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал, проводить мозговые штурмы, делать самоанализ, разрабатывать сложные проекты, запоминать большой объем информации.
Применять метод интеллект-карт можно в любом возрасте и в  любой сфере деятельности – бизнесе и учебе, планировании и постановке целей. Основное достоинство интеллект-карт заключается в том, что информация представлена более наглядно. Так как в интеллект-карте присутствуют цвет и рисунки, наш мозг лучше запоминает информацию в образах, чем просто записанный текст.
Выведение следствий – один из приемов, развивающий исследовательские способности  и словесно-логическое мышление. Умение правильно и полно отвечать на вопросы, видеть причинно-следственные связи является важнейшим условием успешного обучения.
 Можно предложить детям пофантазировать на тему: « Что произойдет, если…?». Задача ребенка – дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы: «Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?», «Что произойдет, если животные начнут говорить?», «Что произойдет, если горы станут сахарными?» и другие.
Мне интересна работа в лаборатории «Естествознание в начальной школе»  Всероссийской лиги РОСНАНО.  В своей практике  использую курс «Загадки природы».  Он  выстроен на границе трех подходов, имеющих глубокие традиции в отечественной психологии и педагогике – диалогического, событийного и деятельностного.
 Практика работы с детьми ориентирована на развитие познавательных и интегральных компетентностей, что дает детям умение учиться. Уже с первого класса ребята сравнивают предметы живой и неживой природы со сказочными, узнают, где и как  живут  лягушки, путешествуют под воду, сравнивают самолет и дракона, находят странности, наблюдают за развитием зародыша птицы, исследуют раствор сахара, выращивают бабочку из кокона.  Создавая  сценарий урока, строю систему вопросов так, чтобы ученик ушёл с урока с предположением и желанием его проверить... По мнению коллег России, которые состоят в лаборатории, курс является  результативным в области  проектной работы с детьми.
При всем этом очень важны предметные олимпиады международного и Российского уровней , интеллектуальные марафоны,  различные конкурсы и викторины, словесные игры и забавы, проекты по различной тематике, игра «Научно  - исследовательская лаборатория».  Дети моего класса уже в прошлом году, хотя и были только в первом классе, принимали участие в конкурсе научно-исследовательских работ, как школы, так и города, получив призовые места. Были представлены работы: «Цветочный гороскоп», «Свойства  и значение соли», «Каши».
Проектная работа строится не только на уроке, но и во внеурочной  деятельности.  В первом классе были созданы групповые проекты такие как « Моё имя», «Моя Москва»,  «Живая шляпа» и «Папа, мама, я – читающая семья» (в рамках проекта «Успешное чтение»), «Мой сказочный новогодний костюм»,  «Четвероногие друзья»,  «Могут ли животные думать?», «Экомобиль»и др.  Данные проекты оформляли  в программе Перволого. Второй год принимаем  активное участие в проектной деятельности Школьной лиги РОСНАНО.
Исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, первоисточниками, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати.
Используя в практике вышесказанные формы и методы обучения, я наблюдаю, что дети хотят заниматься собственным делом, они учатся находить проблему самостоятельно, проявляя инициативу, а, следовательно, приобретают умение учиться и создавать проекты.
А проект всегда начинается с удивления  и странностей…


Формирование ИКТ – компетентности учащихся начальной школы













Комментариев нет:

Отправить комментарий