Всё видеть, всё понять,
всё знать, всё пережить,
Все формы, все цветы
вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле
горящими глазами,
Всё воспринять – и снова
воплотить.
Максимилиан Волошин
Работа с одаренными детьми
Федеральные образовательные стандарты ставят перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию – её главная задача. Во всех документах от школьного до федерального уровня поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной задачей.
Федеральные образовательные стандарты ставят перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию – её главная задача. Во всех документах от школьного до федерального уровня поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной задачей.
Детство – это тот период жизни, когда каждый человек – исследователь и
первооткрыватель. Современной наукой
установлено, что именно в начальной школе дети наиболее «открыты» не только для
новых знаний, но и для личностных контактов.
По моему мнению, цель учителя
заключается в том, чтобы найти правильный подход к каждому ребёнку, подобрать такие действенные формы и методы работы, чтобы раскрыть талант
(одарённость) каждого, научить удивляться,
искать,
правильно формулировать и
понимать проблему для решения жизненных
задач и создания будущего проекта.
Проблема —
в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий
изучения, разрешения. Проблема
отличается от задачи тем, что для её решения не достаточно собственных ресурсов. Проблема решается с
привлечением ресурсов со стороны.
Проект – работа,
направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом
заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов,
рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы
учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Много пишут и говорят о создании проектов. Но предлагаемый материал больше подходит для работы со
старшеклассниками, когда сформированы мыслительные процессы. Но как научить ребёнка видеть проблему? Как
развить у него учебную вопросительность? На эти вопросы конкретного ответа нет. Каждый придумывает своё.
По новым образовательным стандартам обучаю
ребят второй год. Работу с одаренными
детьми я строю по трем уровням в
рамках мыследеятельностного подхода.
1-й уровень – потребность в новых впечатлениях, вопросительность,
способность обнаруживать странное и необычное в знакомых предметах и явлениях,
как исходное условие возникновения мышления, в том числе и теоретического.(1
класс)
2-й уровень – развитие любознательности,
выраженной в интересе к определенным занятиям,
изучению конкретного предмета, где через диалог, предложение собственных
версий объяснения «странности» объекта, начинают понимать основания собственных
высказываний, основания высказываний других сверстников, понимание обсуждаемого
объекта.(2 класс)
3-й
уровень – познавательная деятельность, направленная на проведение научного
исследования, прояснение собственных гипотез инструментальными средствами. (3-4
класс)
Современная
педагогика рекомендует использовать формы работы, такие как
классно-урочная (работа в парах, в малых группах, разноуровневые
задания, творческие задания), консультирование
по возникшей проблеме, научные кружки, общества, дискуссия, ТРИЗ, игры («Сундук
мудрости», «Симпозиум», «В гостях у сказки», «Необычный доклад»), индивидуальные
творческие задания, продуцирование.
Дети часто
находятся на границе мира реального и мира воображаемого, например, во время
игр. Но игры не предполагают возможность разговоров об устройстве
мироздания. Для этого необходимы беседы
детей друг с другом и со взрослым, выстроенные в диалогическом ключе. Большое
внимание я уделяю урокам-диалогам, где выбрав общую тему, появляется
вопрос-удивление, версии ответов, формулируется проблема (генезис детской
картины мира), разрешаются противоречия, появляются дополнительные проблемы.
Цели такого урока решают как предметные, так и метапредметные задачи.
С одаренными детьми
предпочтительны методы работы: исследовательский,
частично-поисковый, проблемный,
проективный, синектика, метод вживания,
эвристических вопросов, метод сравнения,
конструирования понятий, путешествия в будущее, метод ошибок.
Помимо данных форм и методов, я использую метод интеллект-карт —
это инструмент, позволяющий эффективно
структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой
творческий и интеллектуальный потенциал, проводить мозговые штурмы, делать
самоанализ, разрабатывать сложные проекты, запоминать большой объем информации.
Применять
метод интеллект-карт можно в любом возрасте и в любой сфере деятельности – бизнесе и учебе, планировании и
постановке целей. Основное достоинство интеллект-карт заключается в том, что
информация представлена более наглядно. Так как в интеллект-карте присутствуют цвет
и рисунки, наш мозг лучше запоминает информацию в образах, чем просто
записанный текст.
Выведение следствий – один из приемов, развивающий исследовательские способности и словесно-логическое мышление. Умение
правильно и полно отвечать на вопросы, видеть причинно-следственные связи
является важнейшим условием успешного обучения.
Можно предложить детям
пофантазировать на тему: « Что произойдет, если…?». Задача ребенка – дать как
можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы: «Что произойдет,
если дождь будет лить не переставая?», «Что произойдет, если животные начнут
говорить?», «Что произойдет, если горы станут сахарными?» и другие.
Мне интересна работа
в лаборатории «Естествознание в начальной школе» Всероссийской лиги РОСНАНО. В своей практике использую курс «Загадки природы». Он выстроен на границе трех подходов, имеющих
глубокие традиции в отечественной психологии и педагогике – диалогического,
событийного и деятельностного.
Практика работы с детьми ориентирована на
развитие познавательных и интегральных компетентностей, что дает детям умение
учиться. Уже с первого класса ребята сравнивают предметы живой и неживой
природы со сказочными, узнают, где и как
живут лягушки, путешествуют под
воду, сравнивают самолет и дракона, находят странности, наблюдают за развитием
зародыша птицы, исследуют раствор сахара, выращивают бабочку из кокона. Создавая
сценарий урока, строю систему вопросов так, чтобы ученик ушёл с урока с
предположением и желанием его проверить... По мнению коллег России, которые
состоят в лаборатории, курс является
результативным в области
проектной работы с детьми.
При всем этом очень важны предметные
олимпиады международного и Российского уровней , интеллектуальные марафоны, различные конкурсы и викторины, словесные игры
и забавы, проекты по различной тематике, игра «Научно - исследовательская лаборатория». Дети моего класса уже в прошлом году, хотя и
были только в первом классе, принимали участие в конкурсе
научно-исследовательских работ, как школы, так и города, получив призовые
места. Были представлены работы: «Цветочный гороскоп», «Свойства и значение соли», «Каши».
Проектная работа строится не только на уроке, но
и во внеурочной деятельности. В первом классе были созданы групповые
проекты такие как « Моё имя», «Моя Москва»,
«Живая шляпа» и «Папа, мама, я – читающая семья» (в рамках проекта
«Успешное чтение»), «Мой сказочный новогодний костюм», «Четвероногие друзья», «Могут ли животные думать?», «Экомобиль»и
др. Данные проекты оформляли в программе Перволого. Второй год
принимаем активное участие в проектной
деятельности Школьной лиги РОСНАНО.
Исследовательская
деятельность приучает детей работать с книгой, газетой, журналом,
первоисточниками, что в наше время очень важно, потому что по собственному
опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают
только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по
предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати.
Используя в практике вышесказанные формы и методы обучения, я наблюдаю, что
дети хотят заниматься собственным делом, они учатся находить проблему
самостоятельно, проявляя инициативу, а, следовательно, приобретают умение
учиться и создавать проекты.
А проект всегда начинается с удивления
и странностей…
Формирование ИКТ – компетентности учащихся начальной школы
Комментариев нет:
Отправить комментарий