Дошколка


























Николаева Ольга Евгеньевна
Программа для групп дошкольной подготовки.
«Загадки  науки»

Пояснительная записка
Программа «Загадки  науки»  основана на интеграции физики, химии и биологии, объяснении  наблюдаемых природных явлений. Планирование разработано по учебным пособиям «Загадки природы», «Опыты Шапиро», «Занимательные опыты», «Опыты. Том Тит» и предусматривает 1 час в неделю, 30 часов за год.
Цель программы – формирование  исследовательских компетенций,  способствование  развитию интереса к естественным  наукам,  тайнам и загадкам  мира, которые дети  способны раскрывать собственными силами. 
Задачи программы
– расширение знаний учащихся; 
-приобретение практических, информационных,  коммуникативных умений учащихся; развитие интеллектуальных и творческих способностей  в процессе выполнения опытов,   экологическое воспитание детей;
- обучение детей специальным естественнонаучным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека;
- развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по   экологическим вопросам;
- развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных ребенку, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
- развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения;
- формирование и развитие у обучающихся   умений и навыков исследовательского поиска;
Особенности содержания обучения
Основной акцент в содержании сделан на развитие у обучающихся  умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ ответственности как черты личности.
Деятельностный подход к разработке содержания программы позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
- обеспечивать восприятие и усвоение знаний;
- уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности;
- использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам, нормам общения и деятельности.
Ожидаемый результат. К концу занятий учащиеся должны уметь объяснять природные явления соответствующими научными явлениями, пользоваться дополнительными источниками информации, приобретать навыки работы с  лабораторным оборудованием и приборами.  
Тематическое  планирование
(для детей 5-6 лет).

Тема урока
Количество часов
1.
Введение. Мир сказочный и научный. Игра «Сказка – наука»
1
2
Поверхностное натяжение воды. Игра «Молекулы»
1
3
Температура. Вулкан. Игра «Молекулы»
1
4
Бумага. Свойства и превращения. Игра « Доскажи словечко» Игра «Молекулы»
2
5
Вода. Метод маленьких человечков (ММЧ) Моделирование. Игра «Молекулы»
Твёрдое вещество. Жидкость. Газообразное вещество. Секреты растворимости. Облака.
2
6
Плавает – тонет. Игра «Молекулы»
1
7
Явления смачивания. Игра «День – ночь».
1
8
Пузырек воздуха.. Почему рыбы пускают пузыри.
1
9
Мыльные пузыри. Игра «Мыльное королевство»
1
10
Мир зеркал. Перископ.  Игра «Наоборот»
1
11
Секретные письма.  Волшебный лимон. Загадочное молоко. Игра «День – ночь».
1
12
Секреты молока. Загадки растворимости.
1
13
Яйцо. Древняя загадка.
Картофельная страна. Игра «День – ночь».
2
14
В мире движущихся тел. Игра «Молекулы»
2
15
Равновесие и устойчивость. Игра «Наоборот»
1
16
В мире звуков.  Игра «Молекулы»
1
17
В мире стихий. Игра «Наоборот»         
1
18
В мире электричества. Игра «Молекулы»
2
19
В мире магнетизма. Игра «День – ночь».
1
20
В мире света. Игра «Наоборот»
1
21
Загадки радуги. Игра «Молекулы»
1
22
Оптические эффекты. Игра «Наоборот»
2
23
В микромире. Игра «Молекулы»
2
  
Содержание занятий.
Введение. Мир сказочный и научный. 
       В данной теме рассматриваются следующие понятия: наука, сказка, тело,   
        предмет,  явление.
Поверхностное натяжение воды.
        Основные понятия: натяжение, компас.
Плавает – тонет.
Основные понятия: резина, камень, дерево,  пластмасса, плавает, тонет, тяжелый, легкий.
Вода. Метод маленьких человечков (ММЧ)
         Твёрдое вещество. Жидкость. Газообразное вещество. Секреты растворимости.   
         Облака.
Явления смачивания.
Основные понятия: молекулы, капиллярность, эффект «Лотоса».
Температура. Вулкан.
Основные понятия: жерло, кратер, вулкан, лава, магма, вулканолог.
 Бумага. Свойства и превращения.
Основные понятия: базовая форма, виды бумаги, свойства.
Пузырек воздуха. Почему рыбы пускают пузыри.
Основные понятия: плавательный пузырь, воздушный канал, давление воды.
Мыльные пузыри.
Основные понятия: мыльный раствор, пленка, пятно.
Мир зеркал. Перископ.
Основные понятия: зеркало, линза, перископ, телескоп.
Секретные письма.  Волшебный лимон. Загадочное молоко.
Основные понятия: кислота, сода, температура.
Секреты молока. Загадки растворимости.
Основные понятия: растворимость, жир, молекулы.
Яйцо. Древняя загадка.
Основные понятия: кислота, углекислый газ, твёрдость, хрупкость.
Картофельная страна.
Основные понятия: электрическая энергия, крахмал, йод.
В мире движущихся тел
          Основные понятия данной темы: движение, сила, инерция, реактивное  
           движение, колебания и волны, энергия.
Равновесие и устойчивость.
В мире звуков
         Основные понятия данной темы: звук и его характеристики, источник звука
В мире стихий
         Основные понятия данной темы: Архимедова сила, выталкивающая сила,  
          плавание  тел, твердость, хрупкость, пластичность.
В мире электричества
         Основные понятия: заряд, электризация, электрический ток, действия 
         электрического тока.
В мире магнетизма.
         Основные понятия: магнитные явления
В мире света.
        Основные понятия: свет, источники света, тень, светопроницаемость
 Загадки радуги.
          Основные понятия: рассвет, закат, дождь, искусственная  радуга.
Оптические эффекты.
          Основные понятия: линза, зеркало, законы распространения света, оптические    
           приборы.
Основные понятия: эффект Тиндаля, взаимодействие световых лучей с разными средами.
В микромире.
         Основные понятия: химическая реакция, вещество. Сахарная змея.
Тематическое  планирование
(для детей 6 – 6,5 лет)

Тема урока.
Количество часов
1.
Введение. Мир сказочный и научный.
1
2
Поверхностное натяжение воды.
1
3
Температура. Вулкан.
1
4
Бумага. Свойства и превращения.
2
5
Вода. Метод маленьких человечков (ММЧ) Моделирование.
Твёрдое вещество. Жидкость. Газообразное вещество. Секреты растворимости. Облака.
2
6
Плавает – тонет. Секрет субмарины. Закон Архимеда.
1
7
Явления смачивания и несмачивания. Краевой угол смачивания.
1
8
Пузырек воздуха. Кислород атакует. Почему рыбы пускают пузыри.
1
9
Мыльные пузыри.
1
10
Мир зеркал. Перископ.
1
11
Секретные письма.  Волшебный лимон. Загадочное молоко.
1
12
Секреты молока. Загадки растворимости.
1
13
Яйцо. Древняя загадка.
Картофельная страна
2
14
В мире движущихся тел
2
15
Равновесие и устойчивость.
1
16
В мире звуков 
1
17
В мире стихий         
1
18
В мире электричества
2
19
В мире магнетизма
1
20
В мире света
1
21
Загадки радуги.
1
22
Оптические эффекты.
2
23
В микромире
2


Содержание занятий.
Введение. Мир сказочный и научный. 
       В данной теме рассматриваются следующие понятия: наука, сказка, тело,   
        предмет,         явление.
Поверхностное натяжение воды.
        Основные понятия: натяжение, компас.
Плавает – тонет. Секрет субмарины. Закон Архимеда.
Основные понятия: резина, камень, дерево,  пластмасса, плавает, тонет, тяжелый, легкий.
Вода. Метод маленьких человечков (ММЧ) Моделирование.
         Твёрдое вещество. Жидкость. Газообразное вещество. Секреты растворимости.   
         Облака.
Явления смачивания и несмачивания. Краевой угол смачивания.
Основные понятия: молекулы, капиллярность, эффект «Лотоса».
Температура. Вулкан.
Основные понятия: жерло, кратер, вулкан, лава, магма, вулканолог.
 Бумага. Свойства и превращения.
Основные понятия: базовая форма, виды бумаги, свойства.
Пузырек воздуха. Кислород атакует. Почему рыбы пускают пузыри.
Основные понятия: плавательный пузырь, воздушный канал, давление воды.
Мыльные пузыри.
Основные понятия: мыльный раствор, пленка, пятно.
Мир зеркал. Перископ.
Основные понятия: зеркало, линза, перископ, телескоп.
Секретные письма.  Волшебный лимон. Загадочное молоко.
Основные понятия: кислота, сода, температура.
Секреты молока. Загадки растворимости.
Яйцо. Древняя загадка.
Основные понятия: кислота, углекислый газ, твёрдость, хрупкость.
Картофельная страна.
Основные понятия: электрическая энергия, крахмал, йод.
В мире движущихся тел
          Основные понятия данной темы: движение, сила, инерция, реактивное  
           движение, колебания и волны, энергия.
Равновесие и устойчивость.
В мире звуков
         Основные понятия данной темы: звук и его характеристики, источник звука
В мире стихий
         Основные понятия данной темы: Архимедова сила, выталкивающая сила,  
          плавание  тел, твердость, хрупкость, пластичность.
В мире электричества
         Основные понятия: заряд, электризация, электрический ток, действия 
         электрического тока.
В мире магнетизма.
         Основные понятия: магнитные явления
В мире света.
        Основные понятия: свет, источники света, тень, светопроницаемость
 Загадки радуги.
          Основные понятия: рассвет, закат, дождь, искусственная  радуга.
Оптические эффекты.
          Основные понятия: линза, зеркало, законы распространения света, оптические    
           приборы.
Основные понятия: эффект Тиндаля, взаимодействие световых лучей с разными средами.
В микромире.
         Основные понятия: химическая реакция, вещество. Сахарная змея.



Предполагаемые результаты реализации программы
В ходе решения системы проектных задач у обучающихся будут сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное (почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
-планировать (составлять план своей деятельности);
-моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
-проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
-вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:
-действия, направленные на выявление проблемы и определение направления исследования проблемы;
-умение  задавать  вопросы, поиск  ответов;
-обозначение  границ исследования;
-разработку  гипотез, в том числе и нереальных провокационных идей;
- последовательное исследование;
-фиксирование  полученных знаний (сбор  и обработка  информации);
-анализ и обобщение  полученных материалов;
Предметными результатами являются:
-в ценностно-ориентационной сфере: формирование представлений о проектной деятельности, как об одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между человеком и окружающим миром;
-в познавательной сфере: наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы; освоение базовых научных знаний, формирование элементарных исследовательских умений и применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни;
- в трудовой сфере: организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования и материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
- в эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
- в сфере физической культуры: знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Личностными результатами освоения программы являются:
- развитие любознательности и формирование мотивации к обучению;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей и логического мышления учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру различными средствами
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
- внутренняя позиция дошкольника (положительное отношение к обучению, чувство  необходимости учения);
- самооценка (представленность в Я-концепции социальной роли ребёнка; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ребёнка; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ребёнок»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ребёнок»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
- мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).

Метапредметными результатами являются:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приёмов работы с информацией, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
-развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи

Литература:
Том Тит «Научные забавы» , Москва, 2016
А.И. Шапиро «Секреты знакомых предметов. Свеча», М. 2012,
А.И. Шапиро «Секреты знакомых предметов. Зеркало», М.2012,
А.И. Шапиро «Секреты знакомых предметов. Лужа», М.2012,
А.И. Шапиро «Секреты знакомых предметов. Бумага», М.2012,
А.И. Шапиро «Секреты знакомых предметов. Канат, нитка, веревка», М. 2012,
Дыбина О.В “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”,., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.
Тугушева Т.П “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”,., Чистякова А.Е., 2010 г.
Мартынова Е.А., Сучкова И.М “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”,., 2011 г.
Рыжова Н.В., “Игры с водой и песком”, Обруч №2, 1997 г.
 Рыжова Н.В., “Опыты с песком и глиной”, Обруч №2, 1998 г.


Комментариев нет:

Отправить комментарий