Зарядье. Модуль "Загадки растений"





Видеоотчет урока   https://cloud.mail.ru/public/3yrt/48ASBHstD

Отчёт по апробации

научно-просветительской программы для детей биологической (биотехнологической) направленности с элементами нанотехнологий

Модуль «Загадки растений»
Автор: Полубояринова Мария Евгеньевна, учитель, школа № 225, г. Санкт-Петербург
Направление: ботаника .
Сроки проведения занятий: 31.10 - 02.11.2017г.
Модуль состоит из двух частей. Общая трудоемкость – 2 занятия по 90 минут (всего 4 часа)
Целевая группа: 3 А класс ГБОУ Школа №1583Педагог- стажёр:   Николаева Ольга Евгеньевна


Цель:   организация познавательно-исследовательской  деятельности в области ботаники и физиологии растений.
Задачи модуля.
1.     Формировать   навыки исследовательской деятельности, культуру исследовательского вопроса у детей младшего школьного возраста.
2.      Познакомить учащихся с разнообразием строения семян растений.
3.     Создать условия для самостоятельного проведения   собственных экспериментов.
4.     Познакомить ребят с тематикой научных аспектов «структура- функция».
5.     Научить слушателей работе с микроскопом и  бинокуляром.
6.     Провести ряд опытов на тему: «Как корни пьют воду», «Как вода поднимается по стеблю к листьям».
7.     Создать каждому слушателю свою «микроклиматическую»   камеру для проращивания.
Основная задача  занятий – формирование культуры исследовательского вопроса у детей младшего школьного возраста, что является необходимым условием развития будущих навыков исследовательской деятельности  у ребенка.
Первое занятие  было  посвящено загадкам плодов и семян. Ребята познакомились  с разнообразием семян, научились  выделять существенные признаки растений и способы классификации: по сочности, по количеству семян,  обсудили  значение плодов в жизни растений. Особое внимание  уделялось  групповой работе детей и проектированию экспериментальных процедур.  Ребятам   предоставлялась  возможность самостоятельно придумать свой собственный эксперимент, почувствовать себя в роли ученого. В итоге каждый слушатель создал свою «микроклиматическую» камеру для проращивания.
Второе занятие касалось  изучения функций частей растения. Слушатели познакомились  с тематикой научного аспекта «структура – функция». Ребята получили  опыт работы с бинокуляром.  Начало урока   в игровой форме настроило ребят на групповую работу.
                    Школьники были включены  в работу исследовательского и проектного характера. На протяжении уроков слушатели формулировали вопросы, высказывали предположения, ставили исследовательские цели и задачи, придумывали  экспериментальные процедуры, проводили мини-исследования, работали с научным и научно-популярным текстом.
     Занятия предоставляли  ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.   Участие дало возможность каждому осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, познакомиться  с методами научной и творческой работы, развить   познавательный интерес, любознательность, учить  общению со сверстниками и единомышленниками, дать  возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
        Каждый этап урока вызывал интерес у детей,  мотивировал их на исследовательскую деятельность, формировал систему знаний.
На этапе актуализации знаний и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии организуется подготовка обучающихся к открытию нового знания выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.
Актуализировались знания о плодах и семенах, детям было предложено рассмотреть наборы карточек, провести классификацию. На уроке формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия. Для более чёткого выделения существенных признаков  ученикам даётся шутливая классификация плодов. Слушатели  знакомятся с научным термином «плод», работают со словарями, выполняя практическую работу, пытаются понять, является ли плодом подземная часть моркови, клубень картофеля, кочан капусты и ягода винограда без косточки, сопровождая свои доказательства рисунками и схемами в тетради. Завершение этапа связано с организацией выхода учеников в рефлексию пробного учебного действия: обсудить вопрос: «В чем сходство и чем разница в устройстве матрешки и в устройстве плода?»
      Формируются все виды УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация(П);  осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); -волевая  саморегуляция  в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К), извлечение необходимой информации из текста (П).

На следующем этапе обучающиеся выявляют причины прорастания семян.  Обсуждение начинается с шуточных вопросов, которые касаются волшебных семян и растений из сказок. Далее ребята рассматривают коллекции семян и определяют их название. Формируются УУД: – подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной  информации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – структурирование знаний (П)
 На этапе построения проекта выхода из затруднения ученики в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели. Этим процессом руководит учитель с помощью подводящего диалога. Ученики рассмотривали «наклюнувшиеся» семена фасоли и гороха под бинокуляром и лупой.  Формируются УУД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); – поиск и выделение необходимой информации (П); – выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); – планирование (П); – прогнозирование (П).
На этапе реализации построенного проекта обучающиеся предлагали свои    версии,  как происходит активация жизненных процессов» в семени?, выдвигали  гипотезы и строили  модели исходной проблемной ситуации. Слушатели создали  свою «микроклиматическую» камеру для проращивания.
 Формируются УУД:– познавательная инициатива (Р); – выдвижение гипотез и их обоснование (П); – поиск необходимой информации (П); –осознание ответственности за общее дело (Л);– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (Л).
На этапе изучения блока «Функции частей растений»  ребята в игровой форме вспомнили названия растений,  закрепили материал  с проговариванием во внешней речи. Были выполнены задания в тетради по построению обобщённого рисунка «универсального» травянистого растения. Посмотрев видеоролик «Полив растения» сделали вывод, что вода оказывает благотворное влияние на состояние растения. После просмотра ролика ученики пришли к противоречию: поливаем сверху-вниз, а вода в растениях движется снизу-вверх. После рассмотрения цветов белой хризантемы, которые заранее были помещены в пищевые красители, у ребят появились предположения и  блиц-варианты ответов на вопросы.  Слушатели придумывали наблюдения, исследования, опыты для проверки своих гипотез. Для проверки предположений учащимся предлагаем рассмотреть под бинокуляром корни проростков гороха и фасоли,  поперечные и продольные срезы стебля окрашенной гвоздики. Формируются УУД:– построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
               На этапе рефлексии учебной деятельности фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности и ее результаты, и намечаются дальнейшие цели деятельности, дается  творческое домашнее задание. Формируются УУД: рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
Важнейшим средством достижения цели урока  является использование различных форм организации обучения. Данный блок уроков направлен на групповые и парные  формы взаимодействия, что формирует основы умения учиться. Это  обеспечивает  рост творческого потенциала, познавательных мотивов, помогает  ученику научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

 Организация тайминга
Четкое соблюдение временных рамок делает урок интересным и привлекательным. Время, запланированное для этапов  урока,  соответствует, если мы по min   будем использовать тетрадь.
Во-первых, дети  начальной школы очень долго пишут.
Во- вторых, им трудно кратко формулировать свои ответы для записи, а проще сказать.
В-третьих,  учащиеся могут за короткое время  сформулировать множество гипотез. При записи первых,  последние гипотезы  уже  забываются.
В-четвертых,  письмо в тетради отнимает большую часть урока. Дети не поднимая глаз слушают  задания и объяснения учителя. Это мешает выстраивать взаимосвязь, тормозится темп урока и снижается активность детей.

Улучшение предметного материала
В тетради необходимо увеличить размер таблиц, чтобы ребят могли записывать свободно слова и размещать картинки.
Выполняя частично материал в тетради, все равно не успели выполнить задание «Готовимся к домашним экспериментам». Успели выяснить значение слов  «геотропизм», «гидротропизм», «фототропизм».  До схем так и не дошли. Да и данный этап урока не представлял для  ребят особого интереса.
Провести мини-конференцию  в рамках изучения данной темы не позволяет время.  Каждый ученик  только сделал дома  презентацию из полученных фотографий.
Опыт№2 смогли выполнить не все дети, так как не у каждого есть дома растения, тем более на длинном черешке.
Предлагаю  ввести раздел «примечание», где бы автор курса мог бы учителю кратко написать о том, к какому выводу нужно   подвести ребят на данном этапе, выделить ключевое слово.

Корректировка улучшение запланированных способов организации.
За счёт уменьшения работы в тетради увеличить коллективный диалог.  Дополнить  учебный материал составлением схем    и моделей.
        Вывод: данный урок достиг поставленной  цели посредством соответствующего планирования и организации, использования информационных технологий, построения проектно-исследовательской работы. Данные технологии и  методы  позволяют добиться положительных результатов с любой аудиторией.

Приложение: фото, видеоматериалы, отражающие этапы урока. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий