Видеоотчет урока https://cloud.mail.ru/public/3yrt/48ASBHstD
Отчёт по апробации
научно-просветительской программы для детей биологической
(биотехнологической) направленности с элементами нанотехнологий
Модуль «Загадки растений»
Автор: Полубояринова Мария Евгеньевна, учитель, школа № 225,
г. Санкт-Петербург
Направление:
ботаника .
Сроки проведения занятий: 31.10 -
02.11.2017г.
Модуль состоит из двух частей. Общая
трудоемкость – 2 занятия по 90 минут (всего 4 часа)
Целевая группа: 3 А класс ГБОУ Школа
№1583Педагог- стажёр: Николаева Ольга
Евгеньевна
Цель: организация познавательно-исследовательской деятельности в области ботаники и физиологии
растений.
Задачи модуля.
1. Формировать навыки исследовательской деятельности,
культуру исследовательского вопроса у детей младшего школьного возраста.
2. Познакомить учащихся с разнообразием строения
семян растений.
3. Создать условия для самостоятельного
проведения собственных экспериментов.
4. Познакомить ребят с тематикой научных
аспектов «структура- функция».
5. Научить слушателей работе с
микроскопом и бинокуляром.
6. Провести ряд опытов на тему: «Как
корни пьют воду», «Как вода поднимается по стеблю к листьям».
7. Создать каждому слушателю свою
«микроклиматическую» камеру для
проращивания.
Основная задача занятий – формирование культуры
исследовательского вопроса у детей младшего школьного возраста, что является
необходимым условием развития будущих навыков исследовательской
деятельности у ребенка.
Первое занятие было
посвящено загадкам плодов и семян. Ребята познакомились с разнообразием семян, научились выделять существенные признаки растений и
способы классификации: по сочности, по количеству семян, обсудили значение плодов в жизни растений. Особое
внимание уделялось групповой работе детей и проектированию
экспериментальных процедур. Ребятам предоставлялась возможность самостоятельно придумать свой
собственный эксперимент, почувствовать себя в роли ученого. В итоге каждый
слушатель создал свою «микроклиматическую» камеру для проращивания.
Второе занятие касалось изучения функций частей растения. Слушатели
познакомились с тематикой научного
аспекта «структура – функция». Ребята получили опыт работы с бинокуляром. Начало урока
в игровой форме настроило ребят на групповую работу.
Школьники были включены в работу исследовательского и проектного
характера. На протяжении уроков слушатели формулировали вопросы, высказывали
предположения, ставили исследовательские цели и задачи, придумывали экспериментальные процедуры, проводили
мини-исследования, работали с научным и научно-популярным текстом.
Занятия предоставляли ученику
возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с
учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Участие дало возможность каждому осознать
свою значимость, свою принадлежность к большой науке, познакомиться с методами научной и творческой работы, развить познавательный интерес, любознательность,
учить общению со сверстниками и
единомышленниками, дать возможность
принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Каждый этап урока вызывал интерес у
детей, мотивировал их на исследовательскую
деятельность, формировал систему знаний.
На этапе актуализации знаний и
фиксации индивидуального затруднения в пробном действии организуется подготовка
обучающихся к открытию нового знания выполнение ими пробного учебного действия
и фиксация индивидуального затруднения.
Актуализировались знания о плодах и семенах, детям было
предложено рассмотреть наборы карточек, провести классификацию. На уроке формируются
мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия. Для более чёткого
выделения существенных признаков
ученикам даётся шутливая классификация плодов. Слушатели знакомятся с научным термином «плод», работают
со словарями, выполняя практическую работу, пытаются понять, является ли плодом подземная часть моркови, клубень картофеля, кочан
капусты и ягода винограда без косточки,
сопровождая свои доказательства рисунками и схемами в тетради. Завершение этапа
связано с организацией выхода учеников в рефлексию пробного учебного действия: обсудить вопрос: «В чем сходство и чем разница в устройстве матрешки и в
устройстве плода?»
Формируются все
виды УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация(П); осознанное и произвольное построение речевого
высказывания (П); -волевая саморегуляция
в ситуации затруднения (Р); – выражение
своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К), извлечение необходимой
информации из текста (П).
На следующем этапе обучающиеся выявляют причины
прорастания семян. Обсуждение начинается
с шуточных вопросов, которые касаются волшебных семян и растений из сказок. Далее
ребята рассматривают коллекции семян и определяют их название. Формируются УУД:
– подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной информации (П); – постановка и формулирование
проблемы (П); – структурирование знаний (П)
На этапе построения проекта выхода из
затруднения ученики в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных
действий: ставят цель, строят план достижения цели. Этим процессом руководит
учитель с помощью подводящего диалога.
Ученики рассмотривали «наклюнувшиеся» семена фасоли и гороха под бинокуляром и
лупой. Формируются УУД: -
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); – поиск и
выделение необходимой информации (П); – выбор наиболее эффективных способов
решения задач (П); – планирование (П); – прогнозирование (П).
На этапе реализации построенного
проекта обучающиеся предлагали свои
версии, как происходит активация
жизненных процессов» в семени?, выдвигали гипотезы и строили модели исходной проблемной ситуации. Слушатели
создали свою «микроклиматическую» камеру
для проращивания.
Формируются УУД:– познавательная инициатива
(Р); – выдвижение гипотез и их обоснование (П); – поиск необходимой информации
(П); –осознание ответственности за общее дело (Л);– следование в поведении
моральным нормам и этическим требованиям. (Л).
На этапе изучения блока «Функции частей растений» ребята в игровой форме вспомнили названия
растений, закрепили материал с проговариванием во внешней речи. Были
выполнены задания в тетради по построению обобщённого рисунка «универсального»
травянистого растения. Посмотрев видеоролик
«Полив растения» сделали вывод, что вода оказывает благотворное влияние на состояние
растения. После просмотра ролика ученики пришли к противоречию: поливаем
сверху-вниз, а вода в растениях движется снизу-вверх. После рассмотрения цветов
белой хризантемы, которые заранее были помещены в пищевые красители, у ребят
появились предположения и блиц-варианты
ответов на вопросы. Слушатели
придумывали наблюдения, исследования, опыты для проверки своих гипотез. Для
проверки предположений учащимся предлагаем рассмотреть под бинокуляром корни
проростков гороха и фасоли, поперечные и
продольные срезы стебля окрашенной гвоздики. Формируются
УУД:– построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); – выражение
своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
На этапе рефлексии учебной деятельности фиксируется
новое содержание, изученное на уроке, и организуется самооценка учениками
собственной учебной деятельности и ее результаты, и намечаются дальнейшие цели
деятельности, дается творческое домашнее
задание. Формируются УУД: рефлексия способов и условий действия (П); –
контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на
основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха
в учебной деятельности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и
точностью (К)
Важнейшим средством
достижения цели урока является
использование различных форм организации обучения. Данный блок уроков направлен
на групповые и парные формы взаимодействия,
что формирует основы умения учиться. Это обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных
мотивов, помогает ученику научиться
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Организация тайминга
Четкое соблюдение
временных рамок делает урок интересным и привлекательным. Время,
запланированное для этапов урока, соответствует, если мы по min будем использовать тетрадь.
Во-первых, дети начальной школы очень долго пишут.
Во- вторых, им трудно
кратко формулировать свои ответы для записи, а проще сказать.
В-третьих, учащиеся могут за короткое время сформулировать множество гипотез. При записи
первых, последние гипотезы уже
забываются.
В-четвертых, письмо в тетради отнимает большую часть
урока. Дети не поднимая глаз слушают
задания и объяснения учителя. Это мешает выстраивать взаимосвязь,
тормозится темп урока и снижается активность детей.
Улучшение предметного
материала
В тетради необходимо
увеличить размер таблиц, чтобы ребят могли записывать свободно слова и
размещать картинки.
Выполняя частично
материал в тетради, все равно не успели выполнить задание «Готовимся к домашним
экспериментам». Успели выяснить значение слов
«геотропизм», «гидротропизм», «фототропизм». До схем так и не дошли. Да и данный этап урока
не представлял для ребят особого
интереса.
Провести
мини-конференцию в рамках изучения
данной темы не позволяет время. Каждый
ученик только сделал дома презентацию из полученных фотографий.
Опыт№2 смогли выполнить
не все дети, так как не у каждого есть дома растения, тем более на длинном
черешке.
Предлагаю ввести раздел «примечание», где бы автор
курса мог бы учителю кратко написать о том, к какому выводу нужно подвести ребят на данном этапе, выделить
ключевое слово.
Корректировка улучшение
запланированных способов организации.
За счёт уменьшения работы
в тетради увеличить коллективный диалог.
Дополнить учебный материал
составлением схем и моделей.
Вывод: данный урок достиг поставленной цели посредством соответствующего планирования
и организации, использования информационных технологий, построения
проектно-исследовательской работы. Данные
технологии и методы позволяют добиться положительных результатов с
любой аудиторией.
Приложение: фото, видеоматериалы,
отражающие этапы урока.
Комментариев нет:
Отправить комментарий