Зарядье. Модуль "Тайны Зеленой планеты"




Презентация к уроку      https://cloud.mail.ru/public/4TVq/5MjBoVe42

Видеоотчет  https://cloud.mail.ru/public/4Gws/3sokV6wd9

Отчёт по апробации
научно-просветительской программы для детей биологической (биотехнологической) направленности с элементами нанотехнологий

Модуль «Тайны зелёной планеты»
Автор: Обуховская Анна Соломоновна,  кандидат биологических наук,  ГБОУ Лицей №179, г. Санкт-Петербург
Направление: экология растений.
Сроки проведения занятий: 11.11- 18.11 - 25.11.2017г.
Модуль состоит из трёх  частей. Общая трудоемкость – 3 занятия по 90 минут (всего 6часов)
Целевая группа: 3 А класс ГБОУ Школа №1583 ( 20 человек)
Педагог- стажёр:   Николаева Ольга Евгеньевна


Цель:   организация познавательно-исследовательской  деятельности слушателей младшего школьного возраста.
Задачи модуля.
1.     Познакомить слушателей с особенностями роста и развития растений в различных природных зонах.
2.     Определить влияние различных факторов на рост и развитие растений, моделирование условий благоприятных для произрастания растений.
3.     Освоение слушателями норм исследовательской и проектной деятельности.
4.     Формировать   навыки исследовательской деятельности, культуру исследовательского вопроса у детей младшего школьного возраста.
5.     Создать условия для самостоятельного проведения   собственных экспериментов.
Достижение поставленных задач
Основная задача  занятий – формирование культуры исследовательского вопроса у детей младшего школьного возраста, что является необходимым условием развития будущих навыков исследовательской деятельности  у ребенка.
Каждый этап урока способствовал достижению поставленных задач.
Первое занятие  было  посвящено  зависимости морфологии, физиологии растений от климатических условий (температуры, освещенности, влажности).
Работа с географической картой «Природные зоны Мира» способствует стимулированию познания, развитию знаний о растениях, расположенных в северных и южных полушариях.
         Самостоятельно озвученные слушателями причинно-следственные связи способствуют формулировке предположений гипотетического характера и помогают дать определение природной зоны.
На этапе формирования общего смыслового пространства ребята  учились выделять главное и задавать вопросы. Актуальным было включение видеороликов. Это активизировало ребят на познавательную деятельность.
На этапе выделения причин проживания растений в разных  климатических зонах учащиеся учились обозначать проблему, выдвигать гипотезы,   работать с научной информацией, составлять таблицы, делать выводы.
  Ребятам   предоставлялась  возможность самостоятельно придумать свой собственный эксперимент, почувствовать себя в роли ученого. В итоге каждый слушатель создал свою «микроклиматическую» камеру для проращивания.
      Формируются все виды УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация(П);  осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); -волевая  саморегуляция  в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К), извлечение необходимой информации из текста (П).

Второе занятие связано с экспериментальными доказательствами роли климатических условий в процессах жизнедеятельности растений.
          Опыты: Выращивание растений в условиях темноты и света,  опыты с ряской, кресс - салатом, овсом; изучение особенностей листьев растений, обитающих в разных природных зонах, помогли слушателям подтвердить свою гипотезу и убедиться в правильности предложенного ими определения «Природные зоны»
На этапе организации работы в формате «Исследовательского задания»  ребята учились самостоятельно  ставить цель, планировать опыт, делать выводы.
На этапе знакомства с объяснениями научного характера ребята исследуют строение листа в разных природных зонах. Учащиеся знакомятся с новыми терминами: кутикула, эпидерма, волоски. Используя данные слова, ребята пытаются формулировать выводы по данной теме. Слушатели  получили  опыт работы с микроскопом и бинокуляром.
Формируются УУД: – подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной  информации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – структурирование знаний (П)
На третьем занятии обсуждаются вопросы влияния загрязнений окружающей среды на растительный мир. Проводим  опыты: «Влияние синтетических моющих средств (СМС) на водные растения», «Очистка воды от СМС». Коротко обсуждаются экологические проблемы и влияние загрязнения почвы, атмосферного воздуха на процессы жизнедеятельности растений. Слушатели предлагают свои версии действия различных химических веществ на рост и развитие растений.
На заключительном этапе урока ребятам   предлагается поработать в группах с неадаптированным научным текстом  «О наночастицах и нанотехнологиях».  Каждая группа предложила свои идеи использования данных технологий в растениеводстве.
На протяжении уроков слушатели формулировали вопросы, высказывали предположения, ставили исследовательские цели и задачи, придумывали  экспериментальные процедуры, проводили мини-исследования, работали с научным и научно-популярным текстом.
Формируются УУД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); – поиск и выделение необходимой информации (П); – выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); – планирование (П); – прогнозирование (П).
Занятия предоставляли    ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.   Участие дало возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, познакомило с методами научной и творческой работы, развило   познавательный интерес, любознательность, учило  общению со сверстниками и единомышленниками, дало  возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
.Наиболее удачные разделы предметных областей которые вызвали интерес.
 1. Совместная актуализация и «открытие» знаний. Работа с научным текстом
 2.  Опыты с ряской, кресс-салатом,  овсом.
 3.  Работа с бинокуляром.  Изучение строение листа.
4. Опыт  «Очищение воды от СМС»

Организация тайминга
Четкое соблюдение временных рамок делает урок интересным и привлекательным. Время, запланированное для этапов  урока,  соответствует, если мы по min   будем использовать тетрадь.
Во-первых, дети  начальной школы очень долго пишут.
Во- вторых, им трудно кратко формулировать свои ответы для записи, а проще сказать.
В-третьих,  учащиеся могут за короткое время  сформулировать множество гипотез. При записи первых,  последние гипотезы  уже  забываются.
В-четвертых,  письмо в тетради отнимает большую часть урока. Дети не поднимая глаз слушают  задания и объяснения учителя. Это мешает выстраивать взаимосвязь, тормозится темп урока и снижается активность детей.
Выполнить коллаж пришлось уже в  послеурочное  время, так как  данный вид работы требует много времени.

Улучшение предметного материала
Для ребят начальной школы очень важен наглядный материал.  Необходима презентация, которая бы включала информацию об учёных, занимавшихся данной проблемой. В презентации необходима  общая карта природных зон, таблица освещённости, так как данная тема трудна для детского восприятия.
Фраза «Работа с географической картой «Природные зоны России» способствует стимулированию познания, развитию знаний о растениях, расположенных в северных и южных полушариях» наталкивает на мысль, что необходима карта природных зон мира, а не России. (Поэтому к уроку дополнительно создана презентация с необходимым материалом)
Опыт «Поменяй цвет траве»  не получилось сделать из-за климатических условий нашей местности.
Предлагаю создать свой ролик   для урока, чтобы дети не видели, что используется ролик для 6 класса и не скачивать из интернета, так как некоторые ролики авторы удаляют из сети. (это не так и сложно)
Необходимо продумать итог опыта с СМС.  После проведения опыта  и фильтрования, в данной жидкости растения все равно погибнут, только медленнее. Вода солёная.


Вывод: данный урок достиг поставленной  цели посредством соответствующего планирования и организации, использования информационных технологий, построения проектно-исследовательской работы. Данные технологии и  методы  позволяют добиться положительных результатов с любой аудиторией.

Приложение: фото, видеоматериалы, отражающие этапы урока.


Комментариев нет:

Отправить комментарий